Греческое кино в Москве. Всего четыре вечера, чтобы узнать о том, что греческое кино — это то редкое явление, которое называют словом «мировое». Впрочем, миру это кино известно до обидного мало.
Может быть, те четыре ленты, которые были показаны в мае на Фестивале греческих фильмов в Московском музее кино под эгидой Генерального консульства Греции, и не создали цельного впечатления о греческом кинематографе. Это было бы трудно сделать и с несколькими десятками классических картин. «Действительно, жаль, что в странах Европы послевоенный греческий кинематограф практически неизвестен — а ведь это время и технического и, главное — качественного его расцвета. И конечно, это достойно более подробного и систематического изучения, чего не могут позволить рамки фестиваля», — сказал на открытии фестиваля Генеральный консул Греции г-н Александрос Катранис.
Может быть, эти картины и не были самыми знаменитыми за всю историю нового греческого кино. И может быть, это не самые новые фильмы, показавшие российскому зрителю современное греческое кино. Наоборот, на фестивале были представлены ленты, снятые приблизительно в одно время — в середине 80-х годов. И при этом все четыре — разные не только по жанру, стилистике, темам. Они разные по своему мироощущению, восприятию прошлого и настоящего. Хотя время, казалось бы, едино для каждого из режиссеров, актеров, операторов…
Это фильмы, которые трудно определить с помощью стандартных понятий. Искрометно смешной фильм Никоса Перакиса с труднопереводимым названием «louja kai parallagh» («Откосить и не отсвечивать») — не совсем комедия: перед вами реальные мундиры «черных полковников», и настоящая разруха на улицах, и слова пропаганды, и звуки выстрелов, и аресты, и самоубийства… «Цена Любви» Тони Маркетаки — не совсем мелодрама — одновременно это и почти документальные хроники жизни на греческих островах начала века. А последние трагические кадры картины Костаса Ферриса «Рембетико» о певице из Малой Азии — сменяются торжествующей пляской под звуки рембетико вместо поминального плача над могилой прекрасной Марики — напоминая о Зорбасе Михалиса Какоянниса. А как определить жанр «Путешествия на Киферу» — фильма о репатриантах и одновременно — «фильма о фильме», снятого знаменитым Теодоросом Ангелопулосом. Детали, режиссерские находки этой картины, штрихи к портретам героев можно разбирать, как яркую мозаику.
И наконец — еще одно «может быть». Может быть, зал Московского музея кино не вместил всех желающих; возможно, кто-то не смог прийти или не знал о фестивале. Но, будучи однажды начатым, фестиваль греческого кино в России может иметь какое-то продолжение. Тем более что так много интересного мы еще не увидели…
Автор статьи: Татьяна Городняя
Источник: Греция