Когда мой друг Спирос Хатзарас попросил написать короткую заметку под названием «Моя Греция», я сразу, не задумываясь, согласился.
А сейчас, сев за письменный стол на своей московской даче, понял, как это трудно.
Стихов и песен о ее красотах написано много; историю, мифологию, философию изучали, знают... Тютчев писал, что «Умом Россию не понять», а век спустя наш нобелевский лауреат поэт Сеферис вторил ему, говоря, что «Греция — это не страна, это идея».
Что же мне остается?
Бог Богов громовержец Зевс был еще и Богом Гостепримства — XENIOS DIAS. Эта особенность характера и поныне живет в каждом из моих дорогих соотечественников, где бы они не жили: в Австралии, России, Европе... И они понимают не просто умом, а также сознанием непереводимые дословно понятия, такие как «филотимо» (совестливое отношение к делу, верность данному слову, чувство собственного достоинства), «левентья» (сила и удаль, но не только в физическом смысле, а еще и с смысле выполнения какого-то сложного дела) и другие. А вникнуть и ощутить их можно, только если есть возможность походить по греческим селам и маленьким городкам, посидеть в непритязательных тавернах за стаканчиком узо. Отсюда можно спокойно смотреть, как солнце заходит за горы, что в этот час окрашиваются в розовый цвет, или на море, похожее на бескрайнее поле, усыпанное лепестками роз.
Все это прочувствовали и мастера кисти, поездки которых Национальная Организация Туризма при Посольстве в России организовывает с 1995 года. Помогла мне их собрать Люся Грищенко —замечательная, тонкой души человек, любящий искусство и Грецию женщина. И вот на очередной, прошедшей с 26 по 31 марта, их выставке под названием «Греция глазами русских художников» можно было увидеть пещеры, домики, часовни Крита, Лесбоса, Корфу. Особо проникновенны виды Метеор, св. Афонской горы. Медленно переходя от одного эскиза к другому, от одной картины к следующей, я вдруг осознал, как мало они еще увидели!
И тут же было принято решение: следующая ступенька — регион Олимпии, а ведь остаются еще Олимп, Дельфы, Сунион и Киклады — колыбель древнегреческой цивилизации. Там, на Кикладах, я и сам выбрал когда-то «свою Грецию». А было это так:
Десять лет тому назад в ноябре месяце мы возвращались с одного из самых отдаленных островов, Фолегандрос, куда ездили с целью покупки дома. Вдруг, как это бывает зимой, солнце закрылось тяжелыми облаками, поднялась буря, и разъяренные волны перекидывались через палубу и раскачивали во все стороны наш паром. Редкие в это время года пассажиры крестились, а капитан спокойно пил «Metaxa». Он спокойно вел корабль к древнему естественному порту острова Аморгос и , причалив, сообщил, что поплывем в Пирей не раньше завтрашнего вечера. Моя спутница — гид по профессии, предложила мне подняться в Хору — столицу острова. Петляя среди холмов на старом автобусе, мы добрались, наконец, до столицы — она резко выделялась на фоне черных облаков белизной домиков и многочисленных колоколен. А дальше, на самой окраине — вырисовывалась вереница старинных мельниц.
Вот мы одну из них и приобрели. Оттуда виден восход, закат, а в летние месяцы она как бы плывет среди звезд.
Это и есть моя Греция — непрекращающееся путешествие через века и полное ощущение неосознанного, непознанного, еще не раскрытого до конца чуда.
Автор статьи: Алексис Хатзис