Осада Константинополя началась с 7 апреля 1453 года но приготовления к ней велись уже в январе того же года: были переброшены пушки, а в марте османское войско подошло к стенам Города.
Число осаждающих достигало 150 000 воинов, сопровождаемых различного рода специалистами, рабочими, слугами и прочим людом невоенного сословия. Это было блестяще организованное и обученное войско с фанатичным боевым духом, распаляемым дервишами (мусульманскими монахами), наполнявшими военный лагерь. Флот, насчитывающий до 400 боевых кораблей, вошёл в Босфор 12 апреля.
Магомет поставил свою палатку напротив ворот св. Романа. Город блокировали два лагеря, сооруженные на обоих берегах Босфора — Анатолу и Румели.
Внутри стен положение вещей было совсем иным. Константинополь утерял весь свой блеск. Город был полуразрушен, и только Дворец, Ипподром и большие храмы напоминали о былом величии. Население не превышало 50 000 человек. Византийских воинов было 5 000 и 2 000 иностранцев, в основном генуэзцев и венецианцев. Еще 700 генуэзцев прибыло на двух кораблях 26 января 1453 года под командованием опытного Джованни Джустиниани. Стены были наскоро починены, а ров углублен. Город запасался продовольствием, а церковная утварь пошла на чеканку монеты для оплаты воинов. Были посланы призывы о помощи ко всем христианским государям. При этом генуэзцы на стенах Галата остались безучастными и никак не способствовали обороне Города.
Штурм начался с пушечного обстрела, пробивавшего бреши в стенах, которые осаждаемые все же успевали заделывать. Турки попытались было прорвать цепь, преграждающую вход в бухту Золотой Рог, но не смогли. При этом 20-ого апреля один византийский и три генуэзских корабля, прорвав оцепление турок, вошли в залив. Двумя днями позже османы соорудили двенадцатикилометровый волок от Босфора до Золотого Рога и переправили по нему 70 кораблей.
21 марта Магомет потребовал сдачи Константинополя и посулил свободный выход из Города Константину и всем желающим покинуть его. Константин же предложил выплатить дань больше обычного – а он платил 300 000 серебряных монет в год – только чтобы оставить Константинополь в своем владении: «Отдать же тебе Град невозможно ни мне, ни кому другому из живущих в нем. Духом единым все умрем по воле своей и не пощадим живота своего».
27 мая начался сильнейший обстрел. Два дня спустя турки двинулись на приступ со всех сторон. Особенно сильным был натиск со стороны Ворот св. Романа, ибо стены там почти рухнули. Во время третьего приступа Джустиниани был ранен и вынесен с поля боя. Его уход посеял смятение среди оборонявшихся и турки ворвались в Город. Последний византийский император Константин XI пал на стенах как простой воин. Город был взят.
ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ
Три первых дня после падения Города турецкие воины разрушали и разграбляли его. Все христиане попали в кабалу. Лишь некоторым жителям Царьграда удалось ускользнуть морем через Золотой Рог, пока османские моряки занимались грабежами на суше.
Магомет вошел в Город и помолился в Святой Софии, главном его христианском храме, построенном императором Юстинианом в 532 году. Святая София была превращена в мечеть. В тот же день генуэзцы и венецианцы присягнули Магомету, и он наделил их милостями.
В последующие дни Магомет наводил порядок после штурма Города. Он казнил всех видных византийцев, в том числе даже великого князя Луку Отара, заявившего еще до взятия Города, что предпочитает османцев латинянам, т. е. католикам, и назначил наместника и глав всех религиозных общин своего государства.
Новым Патриархом Константинопольским был избран Георгий Схоларий (титулован как Геннадий), до этого предводитель противников объединения Церквей. Магомет облек его такими полномочиями, что тот стал действительным предстоятелем православных христиан османской империи.
По возвращении в Адриануполь он казнил и визиря Джадарли Халиля, противившегося в свое время осаде Константинополя и назначил на его место Загана Мехмет-пашу.
ОТ ЦАРЬГРАДА ДО ИСТАМБУЛА
После захвата Константинополя Магомет перенес столицу Османской империи из Адриануполя в Константинополь.
Однако, поскольку город лежал в развалинах и был опустошен, ибо избиение его жителей продолжалась еще в течение суток после его захвата, одним из первых действий Магомета Второго стало заселение столицы жителями различных областей империи.
Вначале он перевез туда турок, в основном из области Прусы, и следом за ними – греков из Фракии. Греки сосредоточились в районах Фанари, Ворота Адриануполя и Псаматья.
Помимо турок и греков, в Константинополь силой были привезены армяне и даны льготы для переезда в Константинополь европейским, и, в особенности, испанским евреям. Генуэзцы же остались в районе Галата.
Таким образом, Константинополь приобрел многонациональный характер.
В 1477 г. перепись населения показала что 9486 домов заселены турками, 3747 греками, 1647 евреями, 434 армянами, 332 франками (в основном генуэзцами), 267 крымскими христианами и 31 цыганами.
Всего же в Константинополе того времени насчитывалось 80.000 жителей.
Магомет украсил Константинополь, как это подобает столице.
В центре он выстроил свой дворец (Эски Сарай, снесенный в 1870–1880 годах при строительстве здания военного ведомства, в котором сейчас размещается университет).
Затем он возвел другой дворец при впадении Босфора в Золотой Рог (Гени Сарай, названный впоследствии Топ Капи). Также он выстроил в 1463 году мечеть Фатих на месте Церкви Святых Апостолов («Фатих» (Завоеватель) титул данный Магомету). Эти здания не несут следов влияния византийской архитектуры, напротив, они вобрали в себя в наиболее концентрированном виде элементы архитектуры исламской. С мечетью Фатих были тесно связаны восемь медресе и лучшие богословские школы Османской империи. Мечеть эта сгорела в 1766 г.
Тогда же были построены многочисленные общественные здания.
Таким образом, после своего падения, Константинополь снова познал эпоху расцвета. Он вновь стал столицей блистательной империи, Османской, но блистал правда уже не в христианском, а в османском мире, распростёршем на целых четыре века. свое владычество на две части света: Европу и Азию. Константинополь был естественным центром этой империи.
Константин XI Палеолог
Последним императором Византии, человеком, которому народная молва приписала миф об окаменевшем царе, который оживет, когда Константинополь вернется к грекам.
Он родился в 1405 году и был четвертым сыном Мануила Палеолога и Елены Драгаси, сербской принцессы. Когда он был еще молод, его отец Мануил возложил на него управление городами Понта Евксинского. Он вернулся в Грецию в 1427 году и успешно правил Боститсой. Его правление было постоянной борьбой с франками и турками. Период с 1435 по 1441 год он провел в Италии, где пытался добиться объединения Православной и Католической Церквей.
В октябре 1448 года, когда византийский император Иоанн VII умер, народ и Церковь избрали на царствование Константина. Византийское государство, которое он принял, состояло к тому времени в основном из самого Царьграда, нескольких городов Евксинского Понта и некоторых островов Эгейского моря. Константин, понимая, что молодой османский султан Магомет стремится к захвату Города, возлагал надежды на помощь с Запада, напоминая об объединении Церквей. Однако хоть сколь-нибудь значимая помощь так и не последовала.
Он спешно восстанавливал городские стены, в надежде, что они и в этот раз отразят натиск захватчиков. Однако тяжелая артиллерия Магомета пробила в стенах огромные бреши. Город пал 29 мая 1453 года, и Константин XI предпочел пасть как простой воин на поле брани, а не оставить Город.
Источник: МРА