Турция вновь ужесточает правила прохождения морских судов через Босфор и Дарданеллы: новые ограничения на танкерные перевозки через проливы вступили в силу с 21 октября. Примечательно, что введение этих ужесточений совпало по времени с совещанием в Константинополе министров экономики стран — членов Черноморской ассоциации экономического сотрудничества (ЧАЭС), которое рекомендовало создать в регионе зону свободной торговли.
Не стоит упускать из виду, что недавно началось строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, по которому Азербайджан и Турция планируют перекачивать минимум 2/3 объема «черного золота», добываемого в азербайджанском секторе Каспия. В такой ситуации Турции, конечно, невыгодно пропускать каспийскую нефть с конкурирующего направления — т.е. из Новороссийска или Туапсе через Босф — Дарданеллы. Доходы же Анкары от транзита нефти оцениваются в 1,5–1,7 млрд долл. в год, так что, в принципе, у нее есть прямой резон заблокировать проливы.
Хотя международная конвенция о торговом судоходстве через Босфор — Дарданеллы (Монтре, 1936 г.) требует заблаговременного оповещения об изменениях режима транзита через проливы, Турция с середины 1990-х (т.е. со времени завершения проекта Баку — Джейхан) фактически игнорирует это свое обязательство.
Дело в том, что турецкое правительство с 21 октября запретило «в темное время суток прохождение проливов судами, перевозящими опасные грузы», к коим относятся и нефть с нефтепродуктами. Кроме того, размеры этих судов жестко ограничиваются по длине: 200 метров на Босфоре и 250 метров — в Дарданеллах (вместо, соответственно, 230 и 290). Вдобавок любые суда водоизмещением более 500 тонн и все суда «с опасным грузом на борту» должны запастись международным страховым полисом на случай нанесения экологического ущерба и соответствовать международным экологическим стандартам. А один из таких стандартов требует, чтобы танкеры, проходящие Босфор — Дарданеллы, имели двойную обшивку для предотвращения аварийных разливов нефти.
Новые правила создадут серьезные осложнения прежде всего для России и иностранных компаний, которые вывозят свою нефть на мировые рынки именно через турецкие проливы. В частности, только по КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) в Новороссийск будет поступать с 2004 года 28 млн тонн тенгизской нефти в год. А с пуском второй очереди КТК его мощность достигнет 67 млн тонн. Пропустить такой объем, одновременно с «чисто» российскими поставками Босфор — Дарданеллы вряд ли смогут.
Турция надеется, что альтернативой проливам может стать только нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан.
При этом между Грецией, Россией и Болгарией уже давно достигнуто соглашение о строительстве 260-километрового нефтепровода, который соединит болгарский порт Бургас с греческим портом на Эгейском море Александруполисом.
Этот нефтепровод не был построен в сроки, предусмотренные первоначальными договоренностями, вследствие давления, оказанного на болгарское руководство администрацией Клинтона, применявшей к нефтепроводу Баку — Джейхан политические, а не экономические критерии.
Однако сейчас, когда нефтепровод Тенгиз — Новороссийск вступил в строй, и началась прокладка нефтепровода Баку — Джейхан, нефтепровод Бургас — Александруполис не может быть расценен как вопрос политики. Он является ничем иным как выгодным экономическим проектом.
Вице-премьер правительства Болгарии и министр экономики Николай Василев, выступая в Софии на Экономическом форуме по Юго-Восточной Европе, подчеркнул, что «Наиболее важными и перспективными начинаниями для Болгарии являются проекты прокладки нефтепроводов Бургас (Болгария) — Александруполис (Греция) и Бургас — Авлона (Албания).
Нефтепровод Бургас — Александруполис обсуждался в Сочи российским президентом Владимиром Путиным и его болгарским коллегой Георгием Пырвановым, и, по заявлениям российского президента, в этом вопросе наметился прогресс.
Проект нефтепровода Бургас — Авлона был предложен правительством Скопье во время политического противостояния с Грецией, и имел высокую коммерческую стоимость, не имея обеспеченного источника финансирования, и к тому же пролегает по политически нестабильным территориям.
Казахстан выразил весьма высокий интерес к участию в проекте Бургас — Александруполис во время визита в Астану греческого президента в июне с.г. 8 октября в Афины прибыла правительственная делегация Казахстана, в состав которой вошли руководители крупнейших государственных нефтяных компаний. Основной темой их переговоров с членами греческого правительства был вопрос строительства нефтепровода Бургас — Александруполис.
Согласно обсуждаемому проекту, нефть должна доставляться танкерами из Новороссийска в обход турецких проливов в болгарский порт Бургас, а затем по трубопроводу — до греческого порта Александруполис. Нефтепровод задуман как альтернатива трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, проходящему в обход России через территорию Турции. По мнению экспертов, вариант Бургас — Александруполис короче и дешевле турецкого пути. Российские нефтяные компании неоднократно выражали сомнение в том, хватит ли экспортируемой российской нефти для того, чтобы сделать трубопровод рентабельным, однако это становится возможном при использовании нефти из казахских месторождений.
Проект нефтепровода Бургас — Александруполис оценивается с политических позиций определенными исламистски настроенными предпринимателями из нефтяных кругов России и Казахстана.
Так, например, сетевая газета GazetaSNG.ru «открыла», что Эгейское море, куда выводит нефтяной поток греко-российский маршрут, «часто закрывается для международного судоходства» «из-за ожесточенных споров Греции с Турцией».
Насколько грубо это лживое утверждение видно хотя бы из того, что даже в 1974 году во время кипрского кризиса свободное международное судоходство в Эгейском море не было прервано.
Те же круги поддерживают и постройку нефтепровода, который свяжет нефтепровод Тенгиз — Новороссийск с турецким нефтепроводом в районе Эрзерума стоимостью 850 млн — 1 млрд долл., который может окупиться только при стабильной экспортной цене нефти, самое меньшее, в 34,5 доллара за баррель.
Другой альтернативный маршрут для экспорта российской и каспийской нефти на международные рынки является новая трансукраинская нефтяная «труба» Одесса — Броды — Гданьск, по которой нефть пойдет в Центральную и Северную Европу.
Премьер-министр Украины А. Кинах во время визита греческого премьера К. Симитиса на Украину (см. «ГГ» № 3) попросил у него участия в этом проекте греческих судовладельцев (Греция располагает самым большим торговым флотом в мире) для обеспечения нефтепровода нефтью.