Европарламент 277 голосами «за» и 255 «против» узаконил предложение голландки — депутата Европарламента о снятии запрета для женщин на посещение полуострова Афон — уникальную монашескую республику на севере Греции.
Резолюция не носит обязывающего характера для греческого правительства.
Комментируя решение парламентариев, греческий министр по делам Македонии и Фракии Йоргос Пасхалидис заявил, что «Святая гора Афон является местом молитвы с тысячелетней традицией, которую необходимо уважать». По мнению министра, афонским монахам «необходимо дать возможность жить в соответствии с избранным ими путем, посвящая себя молитве».
Запрет для женщин посещать Афон существует уже более тысячи лет, с тех пор как в IX веке византийские императоры постановили, что полуостров должен стать исключительным местопребыванием монахов. Древняя монашеская республика, включающая два десятка монастырей, гордится тем, что ее жителей никогда не беспокоил вид женщин.
Реакция московской патриархии
Патриарх Московский и всея Руси через секретаря по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея отца Николая Балашова так прокомментировал ситуацию:
«Необходимо с уважением относиться к многовековым устоям монашеской жизни на Святой горе Афон, которые с древних времен предусматривают, что на Святой горе присутствуют только мужчины.
Поскольку резолюция не носит обязательного характера, то я думаю, что она и не будет иметь последствий. Следование ей могло бы повлечь большое напряжение во всем православном мире, поскольку устои Афона важны не только для греческого, но и для русского православия».
Греческие СМИ отметили, что за решением Европарламента, спровоцированным недомыслием феминисток, стоят в основном международные коммерческие интересы. В то же время они подчеркнули, что это решение выгодно как Ватикану, так и другим кругам, заинтересованным в ослаблении православия.
В своих заявлениях греческому телевидению иерархи Элладской Православной Церкви сказали, что «если Евросоюз будет настаивать на отмене запрета, тогда Святая гора не сможет остаться в Евросоюзе».