На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

21.11.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№6 Январь 2003 года
РУБРИКА 
 
Новогодние и прочие демоны

Опыт изучения мифологических персонажей в Мани

 

В марте 2000 г. и в феврале 2001 г. состоялись наши экспедиции в Мани (южный Пелопоннес). Эта область Греции известна своеобразной культурной традицией. Мани является практически единственной областью Греции, которая никогда не находилась под турецким владычеством, и поэтому сами жители Мани считают, что они единственные прямые потомки древних греков, а именно легендарных спартанцев. В современной Мани до сих пор ценится умение лаконично выражать свои мысли, строго соблюдается закон гостеприимства, существует культ почитания оружия и воинственности как главного признака мужественности, очень сильна родовая система и сохраняется особое почтительное отношение к предкам. Моими информантами были около 30 жителей Мани в возрасте от 18 до 98 лет. В основном мы опирались на материалы, собранные во время экспедиций в деревнях Агрильяс, Дриали, Зуда, Коккала, Котронас, Фломохори восточной части этой области, однако в работе используются также другие источники. Основным источником сведений о мифологических персонажах являются поверья, былички, сказки и легенды, а также колядки и обряд ряженья колядующих детей в каликандзаров. Кроме того, следует отметить несколько фразеологических оборотов, связанных с мифологическими персонажами: «он ест, как вреколакас», «он умный, как вреколакас», «она красивая, как нереида». В Мани нам не встретилось ни одного изображения мифологических персонажей.

АИКУ МЕРОС

Перед непосредственным описанием системы мифологических персонажей Мани необходимо дать описание основного места их появления — аику мерос («нежилое место»). Обычно так называют какие-нибудь заброшенные развалины, темные пещеры, ущелья или просто определенное место вне деревни. По описанию одного из информантов, «там так ужасно, так страшно, там столько нечистой силы… ну, это и есть «аику мерос». Мы говорим: «В это место даже привидение мое не пойдет, то есть моя душа». Вот как там ужасно!» В Мани считается, что именно в таких местах обитают демоны, нереиды, вреколакасы и привидения.

ВОДНЫЕ ДЕМОНЫ НЕРЕИДЫ

Нереиды являются одними из мифологических существ, присутствующими в новогреческой культурной традиции, которые прямо восходят к древнегреческой мифологии. Народная этимология слова «нэрайдес» восходит к новогреческому слову «нэро» — «вода», что связано с местопребыванием этого мифологического персонажа. В Мани собственных имен нет ни у одной нереиды, кроме их предводительницы — Ламии. Особых устойчивых эпитетов для этих мифологических персонажей в Мани нет. Сами информанты не относят нереид к «нечистой силе», но по некоторым признакам (например, по способам избавления от них) их можно отнести в эту категорию сверхъестественных существ.

Нереиды обычно предстают в виде антропоморфных существ женского пола, но иногда они могут превращаться, по свидетельству одного из моих информантов, «во все, что угодно». Чаще всего нереиды превращаются в младенцев, птиц и деревья (в основном в кипарисы), реже — в животных. Иногда нереиды невидимы, и их присутствие можно установить только по каким-либо другим признакам (например, младенец вдруг начинает плакать или у человека возникает ощущение, что кто-то невидимый находится рядом с ним).

Эти мифологические существа женского пола, вечно молодые и красивые, высокого или среднего роста, обычно со светлыми распущенными волосами. Одеты нереиды в белые или голубые просторные одежды, иногда они являются нагими. У каждой нереиды есть волшебный платок, тоже белого или голубого цвета, в котором сосредоточена ее магическая сила. Если у нереиды украсть этот волшебный платок, она становится простой смертной женщиной и рабыней человека, укравшего платок. Для Мани очень характерен сюжет о похищении платка нереиды. Так, во всей Мани и за ее пределами распространена легенда о происхождении одного из самых сильных родов в Мани — Мавромихалеев. Родоначальник этого рода — Мавромихалис — долго не мог найти себе жену. Однажды он спустился к морю и увидел прекрасную девушку, которая сидела на скале. Это была нереида. Мавромихалис украл ее волшебный платок и через некоторое время женился на ней. От этого союза родилось много прекрасных детей, и все представители этого рода всегда были красивыми. По другой версии, Мавромихалис подглядел, как танцуют нереиды, заметил среди них одну особенно прекрасную, тихо подкрался, украл ее платок, спрятал его, и так она стала его женой и почти рабыней. Однако некоторые информанты утверждают, что жена Мавромихалиса вовсе не была нереидой — она была иноземной принцессой.

Платок, украденный у нереиды, необходимо хорошо спрятать, потому что если нереида найдет его, она снова вернется к своим подругам, из обычной смертной женщины опять превратится в нереиду и оставит дом и даже всех своих детей. Многие информанты рассказывают, что один мужчина из их деревни женился на нереиде, у них родилось много детей, но однажды, поддавшись на уговоры жены, этот мужчина (или его мать) отдал ей платок, и она тут же навсегда исчезла, оставив всех своих детей. По другой версии, нереида исчезла, но после ее исчезновения ребенок перестал есть. Однажды ночью (вариант: по совету старухи-гадалки) муж не лег спать и увидел, что пришла нереида и стала кормить ребенка. Тогда он снова украл ее платок, сжег его, и нереида вернулась к смертной жизни.

Сами нереиды тоже могут влюбляться в прекрасных юношей и пытаются их околдовать и забрать с собой в свои жилища, от этих союзов у нереид могут рождаться дети, которые затем становятся нереидами, причем не только женского, но и мужского пола. По другим версиям, нереиды не могут сами рожать детей, пока они обладают волшебной силой, то есть своим платком, поэтому они воруют младенцев у людей.

Обычно нереиды собираются все вместе, иногда они являются поодиночке. Среди них есть главная нереида — Ламия. В отличие от всех других прекрасных нереид, Ламия имеет обычно какой-то физический недостаток — она либо хромая, либо горбатая, либо очень маленького роста или некрасивая. Кроме того, Ламия отличается от других нереид злым и коварным нравом.Так, в записанной нами быличке о происхождении финиковой пальмы рядом с Итилоном или Лимени (возле Ареополя) Ламия уговаривает других нереид убить рыбака, уснувшего в своей лодке: «Жил-был один рыбак. Как-то раз в полдень он рыбачил и сморил его сон. Тогда нереиды забрались в его лодку и догребли до Египта. Там они наполнили всю лодку финиками и поплыли обратно. Тут Ламия, самая некрасивая, маленькая и хромая из нереид, говорит: «Давайте скинем рыбака в море, а то вдруг он проснется и нас увидит?» Люди же не должны видеть нереид. Но все остальные стали ее отговаривать: «Не надо, он же ничего плохого не сделал, а мы без его лодки не достали бы фиников». И решили они оставить его в покое. Доплыли нереиды точно до того места, откуда взяли лодку, и стали выбираться на берег. Они собрали все финики, но тут рыбак пошевелился, и нереиды исчезли вместе с финиками. Только один финик случайно упал в лодку. Рыбак взял его, посмотрел и выбросил на сушу — финик-то был волшебный, нереиды его привезли, кто знает, что случилось бы с морем, если бы рыбак его туда бросил? И выросла на том месте высокая-превысокая пальма». По свидетельству многих информантов, еще несколько лет назад можно было увидеть эту пальму, но теперь ее уже нет.

Нереиды живут возле воды обычно пресной (но иногда и у моря), в прохладных лесистых ущельях, в тенистых пещерах, на старых развалинах (в «аику мерос»). В Мани считается, что нереиды обитают в основном в резервуарах для сбора дождевой воды, так как в этой области практически нет других источников пресной воды.

Основное занятие нереид — танец. Они собираются большими группами и танцуют на полянах, поросших густой травой. После танцев нереиды оставляют примятую траву, и так можно узнать об их недавнем пребывании в этом месте. Смотреть на танцующих нереид очень опасно, так как если они это заметят, то либо лишат человека дара речи, либо удушат его, либо выпьют у него всю кровь. Маленьких детей предупреждают: «Вам нужно ходить по двое, и чтобы у вас в кармане всегда был кусочек хлеба и ножик. Опасайтесь нереид — если они вас поцелуют, то заберут вашу речь». Но наиболее опасны нереиды для младенцев. Если ночью в полнолуние женщина пронесет через перекресток младенца, они могут его «забрать» — он перестанет есть, пить и скоро умрет. Такие дети называются «взятые нереидой». Так называется в Мани также молодой человек, очарованный нереидой, который, увидев ее один раз, теряет рассудок и отправляется на ее поиски. Боятся нереиды хлеба, чеснока, пороха, заячьей лапки и креста. Характерной особенностью нереид в Мани является то, что они, в отличие от нереид из других областей Греции, не любят прясть.

ДЕМОНЫ — ДУШИ ПОКОЙНИКОВ ВРЕКОЛАКАС (ВУРДАЛАК)

Вреколакас — это мифологический персонаж, которого можно отнести к нечистой силе. Он происходит от умерших неправедных людей. Практически все вреколакасы мужского пола, но в Мани существуют поверья и о соответствующих женских демонах, их называют вреколакина. Вреколакасы в Мани делятся на две группы: «набрасывающийся» и «субботний». «Бросающийся» вреколакас может появляться в любой день, а «субботний» — только по субботам. Вреколакасами после смерти становятся плохие люди, преступники. Все информанты отмечали, что преступлением в Мани считается не простое убийство своего врага (в Мани силен институт кровной мести), а убийство с целью ограбления. Самым же страшным преступлением, совершив которое, человек обязательно превращался во вреколакаса, было изнасилование. Кроме того, вреколакасами становятся покойники, которых до погребения оставили одних или через них перепрыгнула кошка. Также вреколакасом становится последний в роду бездетный мужчина, живший один в родовом доме.

Постоянным местом пребывания вреколакасов является их могила, из которой они выходят на землю. Вреколакасы бродят возле кладбища или по пустынным темным местам, чаще всего появляются в «аику мерос», в основном в горах вокруг деревни, поэтому считается опасным ходить ночью в горы. Иногда, преследуя свою жертву, вреколакасы заходят и в деревню и подходят к домам. Одна из информанток рассказывала, что однажды ее брат Мицос шел в полночь из соседней деревни и увидел лежащую женщину в черном, которая мычала: «м-м-м». Это была вреколакина. Она встала и пошла за Мицосом и дошла с ним до самого его дома. Ужасно испуганный Мицос вбежал в дом, схватил деревянную печать для хлеба, показал ее вреколакине, и вреколакина, увидев изображенный на печати крест, сразу же лопнула. Один информант сообщил, что вреколакаса можно застрелить таким же способом, как агринико. Однако самым эффективным средством избавления от вреколакаса является крест в любом виде: «Однажды шел старик ночью через горы в соседнюю деревню, и за ним погнался вреколакас. Но старик-то хитрый был, он, когда уставать стал, говорит вреколакасу: «Эй, я смотрю, ты тоже устал! Ладно, раз уж мне от тебя все равно не спастись, ты пока отдохни, а я тебя у того кустика подожду». А старик знал, что там будет перекресток, и вреколакас от этого креста умрет. Действительно, только вреколакас наступил на перекресток, сразу же лопнул». До сих пор можно увидеть это место, все так и говорят: «Вот здесь вреколакас лопнул».

Однако вреколакасы могут причинять людям не только зло. Нами была записана такая быличка: «Цефереос был единственным сыном и последним в роде. Он женился, чтобы у него были дети, но не дождался этого, умер и превратился во вреколакаса. Его жена стала готовить ему кашу с изюмом и оставлять на окне. И он не оставил свою жену и начал приходить к ней каждую ночь. Вскоре жена забеременела. Когда ее свекровь это увидела, она не поверила, что ее сын приходит к невестке по ночам, и выгнала девушку из дома. Тогда Цефереос с женой поселились в заброшенных развалинах. Цефереос каждую ночь строил дом, разные сараи, работал. Жена родила ребенка, и все было хорошо. Но однажды она сидела у окна, качала ребенка, рассказывала ему о его отце и пела колыбельную: «Баю-баю-баю, / сыночек Цефереоса. / Если б знала об этом мать его, / В красные двери застучала бы, / В красные окошки!»

Это услышал какой-то прохожий и рассказал обо всем попу. Поп собрал всю деревню, они зацементировали могилу Цефереоса и подожгли ее, а дом, где жила его жена и ребенок, освятили водой. И сразу же все постройки, которые Цефереос делал, стали крушиться: «гррр! гррр!» и затем исчезли, а ребенок — пуф! — исчез из люльки».

Примечательно, что в современной Мани название «вреколакас» стало ласкательным для умных, деятельных или строгих людей и не имеет в этом качестве никакой негативной окраски.

От вреколакаса следует отличать агринико или агримико — демона-душу задушенного младенца, который является в виде шакала и нападает на стада пастухов. По свидетельству одного из информантов, если женщина рожала незаконного ребенка, затем душила и оставляла его в горах, он превращался в демона-шакала. «Пастухи рассказывали, что иногда на стадо нападал такой шакал и загрызал множество овец. Такого шакала никто не мог убить. Каждый раз, когда к нему подбирались близко, он исчезал, и ни одна пуля его не брала. Убить его можно было только одним способом — в левой руке держать пистолет или винтовку, а правой, в то время как нажимаешь на курок, перекреститься, по-другому никак нельзя. Когда убьешь его, нигде не найдешь его трупа — он исчезал! И это был не вреколакас, а младенец!»

КАЛИКАНДЗАРЫ

Каликандзары — это мифологические персонажи, которые появляются в период с Рождества по Крещение. Вероятно, поверья о каликандзарах восходят к древнегреческим поверьям о душах умерших, которые выходят из Аида на третий день празднования Антестерий. Каликандзары — это покрытые черной шерстью уродливые, хитрые, злые и сварливые существа. Большинство информантов описывали их как черных покрытых шерстью антропоморфных существ с козлиными ногами и рогами, с очень большими ушами, некоторые говорили, что «это — черные отвратительные кошки, которые умеют ходить на задних лапах, а на передних у них длинные когти», другие информанты описывали их как больших страшных обезьян. На своих козлиных ногах каликандзары носят железные башмаки. В руках они держат дубинки, которыми бьют всех встречных. Каликандзаров обычно много, они бродят целыми толпами. Происхождение каликандзаров точно не известно, но некоторые информанты говорили, что ими становятся дети, родившиеся на Рождество, потому что их зачатие, таким образом, произошло на Благовещение, а это большой грех. В течение всего года каликандзары живут в Нижнем мире, в глубине земли, и рубят своим топором или пилят зубами и ногтями дерево, которое держит землю. В мир людей они приходят только на Святки. Пользуясь тем, что вода не освящена, они поднимаются в ореховых скорлупках по подземным источникам и через колодцы и ключи выходят на землю. Обратно они уходят тем же путем, возвращаясь в глубь земли, где находят дерево, которое ее держит, невредимыми и продолжают свое разрушительное дело до следующего Рождества. Наиболее опасны каликандзары ночью. Все, что по каким-либо причинам оказывается на Святки ночью на улице, становится их добычей. Такие предметы, а также люди, оказавшиеся в это время на улице, называются «параора» («вне [положенного] времени»). Даже сами каликандзары могут называться «параориты» («вневременные»). Они очень любят играть в злые игры, жертвами которых они делают «параоритов» — ездят на них верхом, заставляют танцевать до смерти. Если «параорит» продержится до первого крика петуха, он остается в живых. Каликандзары воруют детей и молодых девушек, с которыми вступают в половую связь. Жертвы каликандзаров после этого бесследно исчезают.

В Мани нами не были записаны рассказы о соответствующем каликандзару мифологическом существе женского пола, однако в некоторых других областях Греции такие поверья существуют. Каликандзары чрезвычайно прожорливы, их излюбленным лакомством являются всевозможные сладости, особенно тиганиты (вид греческого печенья, выпекаемый по праздникам). Чтобы полакомиться тиганитами, каликандзары пробираются в дом через трубу и мочатся в очаг. Они могут пробраться в дом через какое-либо иное отверстие, поэтому перед Рождеством необходимо тщательно закрыть все окна, двери и все щели в доме. Эти существа очень глупые. Один из информантов рассказал в подтверждение этому, как один каликандзар пробрался в дом за тиганитами и схватился прямо за раскаленную сковородку. Каликандзары боятся огня и не выносят запаха, исходящего от сожженного старого башмака, и женщины обычно жгут на Святки у себя в очаге такой башмак. Кроме того, от каликандзаров можно избавиться с помощью деревянной печати с христианской символикой, которую ставят на обрядовый хлеб, или просто перекрестить их ножом. В Мани у каликандзаров есть своя песенка, которая исполняется колядующими детьми, наряженными в каликандзаров: «Арориты мы, / Арора мы ищем, / Тиганиты мы едим / И детей забрать хотим./ Курицу нам с петухом / Или дверь вам разнесем!» Более старый вариант песенки: «Параориты мы, / Параора мы ищем, / Тиганиты мы едим / И детей забрать хотим. / Курицу нам иль яйцо / Иль нагадим на крыльцо!»

У песенки существует продолжение, которое исполняется хозяйкой дома, однако вопреки угрозе, содержащейся в словах, хозяйка не прогоняет колядующих, а дает им угощение: «И выходит тут хозяйка / И берет с собой огня, / Чтоб прогнать их со двора!»

Необходимо отметить, что почти все информанты очень серьезно относились к рассказам обо всех мифологических персонажах, особенно о нереидах и вреколакасах, и даже показывали места, где их можно встретить. Это можно объяснить тем, что жители Мани довольно поздно приняли христианство, последними из греков, в конце IX в., и еще долгое время оставались верными религии своих предков. Единственным исключением с этой точки зрения были каликандзары, которые в настоящее время используются только для устрашения непослушных детей. Однако одна, самая старая, информантка сказала о них: «Каликандзары? Да, раньше они приходили, а теперь что-то уже нет».

К.А. Пономарченко

(Из сборника «КАФЕДРА византийской и новогреческой филологии» № 2)

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА