В этом году исполняется 200 лет с момента завершения разграбления Парфенона и других памятников Акрополя английским послом в Константинополе Томасом Брюсом - 7-ым лордом Элгином.
Этот английский дипломат, затеяв целую операцию, начавшуюся в 1801-м и завершившуюся в 1803 году, снял с Парфенона 56 пластин фриза, 15 метоп и 19 статуй фронтонов, которые выставлены сегодня в Британском музее.
Деяния английского аристократа и дипломата по сегодняшним критериям могли бы быть расценены как «варварское расхищение и вандализм».
Однако 200 лет назад мир был совсем иным и, естественно, в нем господствовала другая этика. Лорд Элгин, выполняя свою миссию по доставке скульптур Парфенона в Англию, пребывал в уверенности, что служит интересам своей родины и ожидал всеобщего одобрения своих действий. Если бы он признавал за собой кражу, то, во всяком случае, не стал бы устраивать выставки своих приобретений по возвращении на родину – было бы совершенно нелепо с его стороны созывать народ и объявлять: «Посмотрите-ка, что я награбил в Греции!»
В любом случае он не был ни первым ни последним, кто вызвался на «благородное дело» – обогащение древностями метрополии Британской империи. На этом «славном» поприще подвизались многие английские аристократы, прибирая к рукам все, что им ни попадалось. Просто лорд Элгин покусился на самый значительный памятник античности. Английские аристократы были не так уж сведущи в древностях. Они их просто собирали. Их невежество унаследовали и их потомки археологи, находящиеся в неведении относительно того, что греки раскрашивали свои статуи – ведь в 30-х годах двадцатого века Британский музей реализовал свое решение обработать скульптуры Парфенона абразивным материалом для придания им… белизны.
Логика «рвачества» не была изобретением Британской империи. Еще до них расхищали все, имеющее какую-либо ценность, римляне (перевозившие скульптуру из Греции в Рим), венецианцы (вывозившие из Константинополя даже мощи православных святых), испанцы (захватившие золото майя и инков) и другие имперские народы.
Конечно, и 200 лет назад были люди с этическими воззрениями, сходными с современными. Одним из них был лорд Байрон. Небезынтересно отметить, что в самих Афинах, если и были протесты против совлечения с Парфенона его скульптур, они происходили из греческой бедноты, в то время как чванливая афинская знать поспешила как одержимая предложить свою помощь английскому аристократу, включая и тогдашнего митрополита Афинского.
Греческая нация после образования независимого греческого государства поставила вопрос о возвращении фрагментов Парфенона. Первый такой запрос был сформулирован еще при короле Отоне в 40-х годах девятнадцатого века, а в 1941 году английское Foreign Office предложило вернуть мраморы Греции в знак признания греческого самопожертвования в борьбе против фашизма и нацизма. В 1982 году греческое требование было возобновлено. За те два десятилетия, что минули с тех пор, оно переросло в широкое движение поддержки возвращения фрагментов Парфенона в Грецию.
Возврат фрагментов укладывается в русло современной политики и этических реалий. Это великая цель, отражающая нашу эпоху.
Наша современная цивилизация предполагает защиту памятников культуры, равным образом как и национальной идентичности и традиций каждого народа и каждой нации. Девиз нашей эпохи – «Сотрудничество во имя Развития».
Сегодня, обсуждая будущее Европы, мы можем еще раз подвергнуть глубокому и беспристрастному исследованию содержание понятия «европейские идентичности». Что содержит в себе европейское культурное многообразие? Что могло бы означать общее европейское культурное наследие?
Вопрос о скульптурах Парфенона, вопрос греко-британского культурного сотрудничества по этому значимому направлению являет собой наиболее характерный момент, могущий наполнить содержанием европейскую идентичность и европейское культурное сознание.
Чего же требуем мы, греки?
Прежде всего мы стремимся воссоединить разбитые рабочими лорда Элгина мраморы, часть из которых находится в Лондоне, а часть в Афинах.
Мы требуем также, чтобы все, кто хочет видеть эти шедевры классической скульптуры, смогли увидеть их под Аттическим солнцем. Мы полагаем, что этого заслуживают все. Во всяком случае, в наши дни люди путешествуют с легкостью, и все могут однажды взойти на Акрополь.
Греция предлагает проведение единой совместной выставки, организованной Британским музеем и Музеем Акрополя. Британскому музею предлагается создать свою экспозицию в здании нового Музея Акрополя, где и будут размещены фрагменты. Таким образом, фрагменты не будут отчуждены от Британского музея, и в то же время его присутствие будет иметь не «имперский», а общемировой характер.
Олимпийские игры, которые пройдут в 2004 году в Афинах, предоставляют нам уникальную возможность дать созвучный времени ответ на вопрос о фрагментах Парфенона.
Сочетание открытия Олимпийских игр 2004 года с воссоединением фрагментов Парфенона при британском содействии станет грандиозным культурным и даже политическим событием мирового масштаба. Это станет самым сильным сигналом новой Европы.
Это приглашение к сотрудничеству. Это и предложение, которое снимает вопросы «собственности», преобладавшие в прошлом веке.
Сегодня все мы, европейские народы в Европейском союзе, строим новую Европу. И этой Европе не пристала «логика рвачества».
Современные европейские институты, во всяком случае, гарантируют британской стороне защиту всех ее прав, если она откликнется на предложение о проведении выставки фрагментов Парфенона в Афинах в 2004 году.
(Опубликовано в 4-м (апрельском) номере журнала «Европа») Спиридон Александрович Хатзарас