Накануне Саша вернулась в родной Питер из Вашингтона, где на сцене «Кеннеди-центра» проходили гастроли Мариинского театра («Кировский балет»). Другая же половина труппы театра гастролировала в Москве на сцене Большого театра.
— Вашингтон кипит-бурлит...
— А мы, вот, там танцуем! На самом деле там тишина — ничто не выдает какого-либо ажиотажа американцев.
— Александра, постараюсь удивить тебя знанием основных вех твоей творческой биографии. Александра Иосифиди. В 11 лет поступила в знаменитое Вагановское училище, учеба в котором заняла 8 лет. В Академии русского балета им. Агриппины Яковлевны Вагановой (современное название училища) занималась в классе Нины Сахновской, которую с полным правом называет своим Учителем. С 1995 года, т.е. в течение восьми лет — в труппе «Кировского балета». Репертуар А. Иосифиди: партии уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Мирты в «Жизели», Заремы в «Бахчисарайском фонтане», в лучшем творении С. Лифаря «Сюита в белом», Одетты в «Лебедином озере», Шахерезады в «Золотом петушке».
— ...Осталось разве что добавить «Юношу и смерть».
— Как готовится Мариинский театр к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга?
— Будет проведен фестиваль «Звезды белых ночей» — с 4 мая по август, т.е. 4 месяца. Будут приглашены разные коллективы — балетные и оперные труппы, симфонические оркестры из многих стран мира. Это все, безусловно, заслуга руководителя театра — Валерия Гергиева. То, что у нас такие контракты, частые гастроли — это все В. Гергиев.
— Насколько уверенно ты себя чувствуешь в коллективе театра?
— У меня довольно-таки обширный репертуар. Я могу танцевать как классические, так и характерные, современные партии. Поясню, те, кто танцует классику, уже не одевают характерные туфли. Есть такие, которые танцуют характерные, а классику уже не могут танцевать.
В конце месяца у меня стоит 4 афишных спектакля, но это редкое явление, чтобы четыре спектакля подряд.
— Бывала ли ты в Греции?
— Да, была в 2001 году, в июле, на гастролях театра. Выступления под открытым небом на сцене знаменитого античного театра Ирода Аттика у Акрополя. Было очень много народу. Такое впечатление, что вся Греция нам рукоплескала.
— Понравилась ли тебе греческая публика?
— Да, безусловно. Понимающая, очень тепло принимает. В Китае, например, нам практически не хлопают.
— Тебе было уделено в Афинах внимание как гречанке-соплеменнице?
— Моя фамилия была в афише и в программке, и ко мне подходили многие зрители, интересовались. Интерес мог бы быть еще большим, если бы я знала греческий язык.
— Уверен, что это упущение будет восполнено тобой в обозримом будущем.
— Я бы очень этого хотела...
— Что ты могла бы рассказать своим друзьям, представим тебя на мгновение в роли гида по Греции?
— Ничем особенным, увы, похвалиться не смогу. Общие сведения, почерпнутые из школьного учебника Древней Греции: демократия, Демосфен, Перикл, Олимпия, 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, Аристотель, Платон, Сократ, Эзоп, Александр Великий, Архимед, Пифагор, Гиппократ. Убеждена, что каждый второй-третий россиянин может повторить эти имена великих греков античности.
— Тебе известно что-нибудь о греческой современной музыке?
— Для меня греческая современная музыка — это Микис Теодоракис и Манос Хатзидакис, «Сиртаки». Сколько помню себя, у нас дома всегда была греческая музыка. Это все — от папы. Греческие пластинки, которые могли быть у грека в нашей стране, были и у нас.
О великих греках в музыке, искусстве, это, безусловно, Мария Каллас, Г. Караян, наш великий современник О. Димитриади...
— Твои греческие корни — это твой папа, Александр Георгиевич, геофизик.
— Да, мой папа — понтийский грек. Я общалась со своими бабушкой, дедушкой и прабабушкой. Они греки из Крыма, высланные в 1944 году в Узбекистан, г. Коканд. Прабабушка Елизавета и прадед Иосиф приехали в начале прошлого века из Греции. После окончания школы папа приехал в Ленинград, поступил в ЛГУ. Увлекался спортом. Там же в университете познакомился с мамой — Ираидой Степановной. Много экспедиций — в Монголию, на Шпицберген. Он собирает камни, обрабатывает их, измеряет магнитное поле Земли.
— Первые твои шаги в балете?
— Мама говорит, что я уже в детстве вставала на носочки, как балерина, еще у меня были ноги как вывороченные, я ходила как Чарли Чаплин (смеется). Какая-то женщина подошла к нам и сказала, что у меня ноги вывороченные как у балерины и что надо попробовать отдать меня в танцы, в балет. Еще мама хотела, чтобы у меня была правильная осанка, чтобы я не сутулилась. Ну и я тоже хотела, стремилась.
— За время учебы в Академии русского балета не было желания оставить занятия балетом?
— Нет, такого не было. Сначала мне было очень легко учиться, но уже ближе к концу учебы стало все сложней и сложней. Там было строго. Последние экзамены... Куда потом идти работать...
— Саша, твой учитель — Нина Сахновская...
— Она сейчас проживает в Германии. Раз в год она сюда приезжает, ну и периодически мы перезваниваемся. Вот, в начале апреля приедет.
— А с чего начинается карьера балерины? Кордебалет?
— Да, кордебалет. Все через это должны пройти. А потом постепенно начинаются пробы в маленьких сольных партиях. «Четверки», разные «двоечки», вариации, где танцую одна, а затем большие сольные партии Заремы, Мирты, Шахерезады.
— Твое фото можно увидеть в альбоме звезд Мариинского театра...
— Ну... да, считаюсь второй солисткой.
— Кто же на первых ролях в Мариинке? Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова?
— Захарова, Вишнева. Волочкова же танцует в Большом, хотя, как вы верно подметили, танцевала в Мариинке.
— Твои нынешние педагоги?
— Кунакова, Чижикова. Любовь Кунакова — великая балерина. И вот она сегодня — мой личный педагог в театре.
— Насколько ты честолюбива? Как далеко простираются твои творческие планы? Расскажи о своей мечте. Что бы ты хотела станцевать?
— «Легенду о любви» Мехнане-бану. Мне очень нравится... Это Ю. Григорович, та постановка, которая, собственно, дала имя в последующем главному балетмейстеру Большого театра.
Я, вот, недавно станцевала в «Лебедином озере», правда, не в своем театре, а в Эрмитажном. В Петербурге, но с другой труппой. У нас в театре очень сложно получить такую роль, и партнер нужен — я высокая сама. А тут я нашла партнера, но пришлось танцевать в другой труппе.
Я очень довольна, что станцевала этот спектакль. Для балерины это значит сдать экзамен.
— Вновь к греческой теме. На тебя как-то обращают внимание официальные греческие представители в Петербурге?
— Да, с предыдущим генконсулом г-ном Георгиадисом у нас были очень хорошие отношения. По приглашениям от меня он приходил на все мои выступления. Внимание с его стороны — это было очень трогательно для меня. Его супруга устроила для меня небольшой концерт в «Астории» — какое-то женское мероприятие для жен послов, консулов, и я там танцевала. Консульство меня всегда приглашает на День независимости Греции. Нынешний же генконсул г-н Лакатзис — очень занятой человек.
…Еще я очень хорошо знаю Теодора Курентзиса. Он мне дирижировал.
— В 2002 году Теодор Курентзис дважды выступал в Москве. Манера его дирижирования сродни темиркановской.
— И это неудивительно. У них один учитель — Мусин.
— Ну что ж, пригласим г-на Лакатзиса через «Греческую газету». Ты, кстати, держала в руках нашу газету, читала?
— Да, просмотрела те номера, которые вы передали с мамой в Москве. Солидная, качественная газета...
— Ты была в Греции. Есть ли у вас там родственники, и, если есть, общалась ли ты с ними во время гастролей в Афинах?
— Да, у нас есть там родственники. Они приехали за мной, привезли к себе домой — словом, встретили радушно, хлебосольно.
— Вас три сестры (как чеховские сестры!). С твоими сестрами и мамой я познакомился в манеже братьев Знаменских в Сокольниках, где проходил чемпионат России по пятиборью среди юниоров. 16-летней Наталье Иосифиди не хватило совсем чуть-чуть сил, чтобы стать чемпионкой.
А 18-летняя Лиза учится на греческом отделении фил.фака ЛГУ. (Вот будущий учитель греческого для своих старшей и младшей сестер!) Серьезно занимается бегом с препятствиями (олимпийская понтийская дисциплина — вспомним Вулу Патулиду!).
Лиза во всем разбирается, даже в технике! Если что-то сломается, то она разберет и все починит... Очень цельная натура.
Наталья. У нее очень хорошие спортивные данные. Мне кажется, что она тоже имеет шансы добиться серьезных результатов в спорте.
— Труд балерины — это, вероятно, не только внешняя глянцевая обложка, видимая зрителю. Это, как и в спорте, травмы...
— Это адский труд. И даже в свободный от спектакля день — репетиции до бесконечности. Очень мало свободного времени. Мир — из окна автобуса. Поэтому, наверно, «Кировский балет» по сей день остается прославленным — через творческий союз таланта и каторжного труда. А травмы, они, как и в спорте, от недостаточной разминки, разогрева или от излишнего переутомления организма.
— Большой и Кировский — соразмерные категории?
— Они все время соперничают. Разные школы. Но, в принципе, мне кажется, в мире считается, что Мариинский театр — «Кировский балет» лучше. С профессиональной точки зрения мне больше нравится наша школа. Хотя в Большом наверняка считают иначе.
— Какие национальные балетные школы можно поставить на один уровень с русской школой балета?
— Ну, конечно, Париж — Гранд-опера, Лондон — «Ковент-Гарден». Америка — все достаточно специфичное, что-то нравится, что-то не очень...
— Век балерины, насколько он долог?
— Двадцать лет, до сорока.
— По окончании карьеры балерины (убежден, что она будет у тебя успешной) не исключаешь ли ты для себя работу в Греции?
— Почему бы и нет. Но сейчас, а до конца карьеры, надеюсь, далеко, меня занимают более насущные задачи. Наращивание своего репертуара, творческий рост...
— Ну что ж, успехов тебе, Александра! Признания, благосклонности Фортуны! Надеюсь, что в конце мая почитателями твоего таланта станут все члены греческой делегации во главе с премьером г-ном К. Симитисом, который будет председательствовать на саммите глав государств и правительств ЕС в Санкт-Петербурге.
— Большое спасибо за ваши пожелания, успехов «Греческой Газете».
P.S. А вот мнение о ней доброго знакомого Александры — дирижера Теодора Курентзиса: «Очень способная балерина. Со мной танцевала Белое адажио из «Лебединого озера» — с большим успехом. Ее отличает изысканность, характерность… Это указывает ей путь на европейские сцены. Было бы хорошо, чтобы кроме Мариинки она имела бы свои личные связи с современными хореографами. Со своей стороны, Никос, даю вам обещание, что приложу все усилия для ее приближения к нашей общей исторической Родине, к греческому зрителю…
Беседовал Никос Сидиропулос