Проблема изменения климата затрагивает всех нас — будь то Западная Европа, Африка, Соединенные Штаты Америки или Россия. Изменение климата — прямая угроза экологическому балансу нашей планеты, которая может подорвать международную безопасность и помешать процветанию наций. Киотское соглашение предлагает правильный — и пока единственный — международный подход к решению проблемы изменения климата. Для России же этот подход является возможностью улучшить свое экономическое положение.
Борьба с изменением климата не просто одна из проблем охраны окружающей среды, которую можно игнорировать в интересах экономического развития. Изменение климата приводит к огромным экономическим издержкам. Прошлым летом и Западная и Центральная Европа, и Россия пережили наводнения, имевшие ужасные последствия для наших стран, в том числе и материальные — убытки составили миллиарды рублей. По мере того как климат будет меняться, такие погодные катаклизмы, как наводнения, ураганы и тепловые волны, станут более частым явлением. В первую очередь пострадает сельское и лесное хозяйство. Уровень моря поднимется и будет угрожать побережью, что, в свою очередь, может привести к исчезновению целых низко расположенных областей и островов нашей планеты. В то время как повышение температуры может казаться хорошим знаком в холодных странах, таяние вечной мерзлоты нанесет существенный вред транспортной и другим инфраструктурам. В то же время благодаря сокращению выбросов в атмосферу, вызывающих потепление климата, страны откроют для себя экономические возможности в виде новых инвестиций и внедрения новых технологий, а также снижения энергетических затрат. Инициативные руководители делового мира уже пришли к выводу, что изменение климата можно рассматривать в качестве новых возможностей для развития бизнеса.
Киотский протокол является единственной глобальной системой решения проблем изменения климата. Более чем 100 стран, включая страны Европейского союза, ратифицировали Киотский протокол. Европейский союз сожалеет, что США, являющиеся главным источником выбросов парниковых газов, приняли решение не ратифицировать протокол. Теперь для вступления Киотского протокола в силу требуется решение России. Без одобрения Россией, протокол не будет работать. Во время заключительного обсуждения этого вопроса в 2001 году интересы России были полностью соблюдены, и прошлым летом на Всемирном саммите по устойчивому развитию Россия заявила, что ратифицирует Киотский протокол. Европейский союз верит, что Россия сдержит свое слово, а также надеется, что ратификация протокола произойдет в ближайшем будущем, чтобы Киотский протокол мог вступить в силу до конца 2003 года. Такое заявление, которое мы — представители Европейского союза, Министерства Греции (председателя ЕС) и Министерства Италии — готовы сделать Правительству Российской Федерации, Государственной Думе РФ и Совету Федерации РФ на этой неделе во время визита в Москву.
Россия всегда считала, что ратификация Киотского протокола откроет перед ней новые экономические возможности. Во время перехода России к рыночной экономике выбросы парниковых газов существенно сократились, в то время как в рамках Киотского протокола требовалось, чтобы количество выбросов установилось на уровне 1990 года. Таким образом, Россия надеется, что сможет продавать квоты на выбросы на международных торгах. Поскольку США более не являются частью. Киотского протокола, данные перспективы не такие многообещающие, как прежде.
Тем не менее другие страны, включая Европейский союз, могут быть заинтересованы в приобретении у России квот на выбросы парниковых газов. Таким образом, Киотский протокол по-прежнему открывает перед Россией новые экономические возможности, хотя на данном этапе невозможно предсказать, сколько квот и по какой цене удастся продать России. В настоящее время можно определенно сказать, что только страны, подписавшие Киотский протокол, смогут участвовать в международных торгах выбросами.
Ратификация протокола Россией также позволит другим странам вкладывать инвестиции в промышленность России для сокращения выбросов парниковых газов. Таким образом, данный процесс будет способствовать получению инвесторами дополнительных квот, а также экономическому росту России и внедрению в ее промышленность современных технологий. Защита окружающей среды и экономическое развитие будут идти рука об руку. Только страны, ратифицировавшие Киотский протокол, смогут воспользоваться преимуществами данного процесса.
Согласно Киотскому протоколу Европейский союз должен добиться сокращения выбросов на 8% в период с 1990 по 2008–2012 годы. Хотя мы приняли ряд важных мер в этом направлении на уровне стран — членов ЕС и Европейского союза, нам предстоит предпринять еще некоторые шаги для достижения конечной цели. Краеугольным камнем нашей политики является внутренняя система ЕС по торговле квотами выбросов между компаниями. В будущем наша система может быть согласована и связана с подобными системами в других странах.
Европейский союз надеется на сотрудничество с Россией по проблемам изменения климата. Мы предлагаем открыть постоянный диалог по этим проблемам для обсуждения общих интересов в связи с реализацией Киотского протокола, а также для оказания содействия России в увеличении ее преимуществ. Ратификация протокола укрепит партнерство между Россией и Европейским союзом.
Два года спустя после заключительных переговоров по Киотскому протоколу мировое сообщество надеется, что Россия своим участием позволит протоколу вступить в силу. В настоящее время ратификация Киотского протокола является срочным вопросом. Ратифицировав протокол, Россия откроет для себя новые возможности и продемонстрирует свою надежность в качестве международного партнера, проявляющего инициативу в борьбе с изменением климата.
Маргот ВАЛЬСТРЕМ