Никита ЕРМАКОВ
Греческая столица встречает приезжего перекопанными улицами и ощетинившись бесчисленной чередой строек. Город готовится к Олимпиаде будущего года и наводит лоск. Афиняне торопятся — успеть бы, ругаются — сколько неудобств, гордятся — зато здорово получится. Россыпи ультрасовременных зданий, футуристические развязки возникающих на пустом месте автомагистралей, сверкающие новизной станции метро уже бросаются в глаза, поражая воображение.
Страница перевернута
В такой же период великой стройки вступает и Европейский Союз, после того как в Афинах 16 апреля были подписаны официальные документы о приеме 10 новых стран, которые станут его полноправными участниками 1 мая 2004 года — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Их совокупное население составляет 75 миллионов, в результате расширения в ЕС будет проживать 453 миллиона человек.
Завершается 10-летний период сложных переговоров об условиях приема, о соответствии тех или иных государств установленным критериям, проведении кандидатами в национальные законодательства и повседневную жизнь европейских законов, норм и правил. Это потребовало от новичков немалых усилий и жертв, но теперь задача еще сложнее: жить по новым правилам, которые установлены пусть и вместе, но все же поступают из далекого Брюсселя. Просто ли это будет для новых стран, которые только успели привыкнуть к самостоятельности в политике, а некоторые — к национальной государственности?
Словом, в ЕС начинается новая стройка, в фундаменте которой — 5 тысяч страниц Договора о присоединении.
На афинских торжествах большинство лидеров публично говорили об историческом значении события, о восстановлении единства Европы. Правда, исторически Европа единой не была никогда, даже во времена максимальной экспансии Древнего Рима или в зените империи Карла Великого, когда интегрированной в соответствии с понятиями той эпохи была только часть континента... Но здесь важна не историческая точность, а эмоциональное обозначение того факта, что уже 25 европейских стран начинают жить по единым правилам с целью обеспечения друг другу мира, стабильности и экономического процветания. Главное здесь — признание эффективности модели ЕС, который создал удачный механизм сотрудничества, овеществил внутри своих пределов мечту Эммануила Канта о прочном мире. «С исторической точки зрения, — написал перед этим событием в статье, опубликованной в ряде европейских газет, председательствующий в ЕС премьер-министр Греции Костас Симитис, — можно говорить о примере самого крупного когда-либо осуществленного международного сотрудничества».
В этом отношении Афины также стали сильным символом. Документы были подписаны у подножия Акрополя, на античной афинской Агоре, где афиняне более 2,5 тысяч лет назад научились вместе обсуждать и решать общие дела. Ее можно считать местом появления демократии, европейской цивилизации в целом, рождения, свершившегося под сенью покровительницы города, богини мудрости Афины, даровавшей людям культуру оливкового дерева.
Новые вызовы
Но ЕС из 25 стран уже не будет таким, как сейчас. То, что годилось для 6 государств-основателей и потом адаптировалось на прежних этапах расширения, для такого числа участников уже не подходит. Многое должно измениться, причем радикально. Афинская встреча, сосредоточенная на торжествах, не ставила перед собой задачу решить эти проблемы, но она их обозначила.
Самой насущной, хотя и сиюминутной задачей стало возвращение к консенсусу по внешнеполитическим вопросам, подорванному различием в подходе европейских столиц к иракскому кризису. Далее необходимо реформировать институты ЕС, механизмы власти и управления. На горизонте маячат и грандиозные вершины — пересмотр основополагающих экономических программ, прежде всего Единой сельскохозяйственной политики и программ помощи отсталым странам и регионам ЕС.
В греческой столице иракские трещины были заклеены, хотя их последствия долго будут давать о себе знать. Лидеры, назовем их условно, военного и мирного лагерей в ЕС, прибыли в Афины с очевидным желанием найти точки соприкосновения, восстановить диалог. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр накануне побывал в Ганновере и провел переговоры с канцлером Германии Герхардом Шредером, а в Афинах встретил готового к поискам компромисса президента Франции Жака Ширака. Общим знаменателем оказалось признание в Афинах центральной роли ООН в послевоенном Ираке и готовность ЕС участвовать в экономическом и политическом восстановлении этой страны. Показательно подчеркнутое стремление не противопоставлять себя США, восстановить трансатлантический диалог. Это создает основу для того, чтобы «Европа заговорила в мире одним голосом».
Но на перспективу пережитый иракский кризис выдвинул в ЕС вопрос: о чем будет говорить этот голос и кто это определит? Каким должен быть соответствующий механизм? Вполне возможно, в рамках Союза появится группа стран, которая готова пойти по пути углубленной интеграции во внешней политике и безопасности. Ведь сейчас в ЕС уже существует группа государств с единой валютой — евро, и группа, образовавшая Шенгенскую зону, в которой действует полная свобода перемещения людей. Откровенно во время афинских торжеств высказался на эту тему Ж. Ширак: «Некоторые захотят двигаться быстрее и идти дальше, как это случилось с евро и Шенгеном. Такова будет роль тех, кого я назвал группой пионеров. Они начнут новый уровень сотрудничества, уважая достижения Союза и оставаясь открытыми для всех, кто захочет и сможет к ним присоединиться».
Будет ли открыт путь к появлению союзов внутри Союза, к тому, что еще не так давно называли многоскоростной Европой? Не будем забегать вперед.
Расширенному Союзу — новые институты
Особая статья — реформы институтов ЕС, чем занимается Европейский Конвент во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном. В Афинах с ним встречались лидеры 15-ти в присутствии лидеров 10-ти вступающих. Он рассказал о промежуточных результатах работы по составлению документа, который уже называют будущей Европейской конституцией или Конституционным договором.
Насколько стало известно, спорных моментов выявлено много, при этом консенсус складывается вокруг двух положений. Во-первых, на предстоящей сессии Европейского Совета в конце июня в Салониках (Греция) лидер Конвента должен представить главам государств и правительств готовый текст. На нем они решат, как быть дальше. Во-вторых, оформляется согласие на создание поста «европейского министра иностранных дел». Сейчас эти функции распределены между верховным представителем ЕС по единой внешней политике и политике безопасности и членом Европейской Комиссии по внешним связям. Эти посты занимают соответственно испанец Хавьер Солана и британец Крис Паттен. Но и тут существует близость по самому принципу появления этого поста, а не по его функциям. Например, должна ли единая внешняя политика вырабатываться на уровне национальных правительств, как сейчас, или же это будет хотя бы частично передаваться на наднациональный уровень?
Зато продолжаются споры по другим принципиальным для нормальной работы Союза и обеспечения его управляемости вопросам. Сохранять ли принцип полугодового председательства за каждой страной (нетрудно подсчитать, как редко будет выполнять эту роль каждый из 25, а затем 27 участников) или придумать другую систему, например коллективное председательство стран? Избирать ли президента ЕС в одном из предложенных вариантов? Надо ли за каждой страной сохранять место члена Европейской Комиссии, исполнительного органа власти Союза, а если да, то как избежать ее разрастания до бесконечности и обеспечить работоспособность? По-прежнему назначать Комиссию или избирать ее, чтобы она несла ответственность как любой демократический орган власти? Если избирать, то кем, и перед кем она будет ответственна? Образовывать некие совместные органы законодательной власти из Европейского и национальных парламентов? Очень упрощая: крупные страны Союза занимают более реформаторские позиции, небольшие боятся потерять право голоса, полностью раствориться в общей массе и настаивают на сохранении многих своих прав. Но никто не спорит, что институты ЕС должны становиться более гибкими, простыми и понятными для рядовых граждан... У В. Жискар д’Эстена еще много работы.
ЕС: расширение продлится, появится «кольцо друзей»
На данном этапе, когда, по выражению К. Симитиса, у Союза «появились новые границы и новые соседи», его руководители считают для себя очевидной и дальнейшую стратегическую линию в области расширения.
Председатель Европейской Комиссии Романо Проди заявил в Афинах, что она ясна «на десятилетия». Расширение не останавливается. Сначала будет решен вопрос с тремя (Болгария и Румыния вступят в 2007 году, а с Турцией переговоры продолжатся), затем настанет очередь остальных балканских стран, прежде всего из состава бывшей Югославии. «Мы должны также возвести вокруг ЕС полосу друзей, кольцо дружественных стран — от Марокко на юге, вдоль берегов Средиземного моря и до востока нашего Союза, вплоть до России, — так формулирует он этот курс. — С этой группой соседей и друзей мы намерены со временем разделить все элементы нашей конструкции, обеспечивающие стабильность и прогресс. Все, кроме наших институтов».
Именно первым кирпичиком в здание этого нового сотрудничества можно считать проведение в Афинах 17 апреля Европейской конференции, на которую были приглашены не только лидеры нынешних и будущих участников ЕС, но и высокопоставленные деятели ряда государств из предполагаемого «кольца друзей». В их числе была и Россия, которую представлял министр иностранных дел Игорь Иванов. Особый масштаб форуму придавало и участие в нем Генерального секретаря ООН Кофи Аннана.
Конференция была в значительной мере протокольной и декларативной, однако позволила провести широкие двусторонние и многосторонние контакты, работать над сближением позиций по острейшим вопросам, разделившим в последние месяцы не только ЕС, но и все международное сообщество. В этом смысле она, возможно, станет первым звеном в постоянном диалоге между ЕС и его новыми соседями. Тогда отсчет этой эпохи историки также будут вести от Афин.
Афины — Москва
[...] Врезка
Европейские встречи на высшем уровне сопровождаются массовыми выступлениями протеста. На этот раз манифестанты выражали негодование войной в Ираке и ее поддержкой рядом европейских лидеров. Демонстрации были многотысячными, прошли в основном мирно и даже весело.
Греческая полиция подготовилась по полной программе к обеспечению безопасности и пресечению более чем вероятных на фоне иракских событий беспорядков во время встречи. Около 10 тысяч стражей порядка на два дня блокировали весь центр Афин, жизнь почти полностью замерла. Полиции пришлось решать сверхзадачу: встреча проходила не как обычно на окраине или даже за пределами города, а в самом центре одной из самых туристических столиц Европы, в 5-миллионных Афинах. Хотя неудобства для населения были очевидными, проблему решили без особых потерь.