На Главную :: Греческая газета :: Сетевая версия

АРХИВ 2002 - 2003

21.11.24

  Дружба
Вне времени
и режимов
 

 Кала
Христугенна
И веселого
Нового года!

 Оазис
безопасности
Греция

АРХИВ
весь архив >>>  
КАРТА САЙТА
  ГЛАВНАЯ
  ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР
  АРХИВ
  О ГРЕЦИИ
  СТАТЬИ
№8 Апрель - май 2003 года
ПОЛИТИКА  
 
Расширение залечит шрамы острова Афродиты

Вступление в ЕС меняет существующий расклад сил в политической проблеме Кипра. Легитимное кипрское правительство теперь определяет правила игры.

 

Александр СТЕПАНОВ

...В кружевном лабиринте старинных улочек тихо и уютно: исторический центр кипрской столицы располагает к неспешным прогулкам, безмятежному сидению за чашкой кофе или, если угодно, рюмкой зивании — ароматной виноградной водки. Но туристическую идиллию нарушает мобильник, затрясшийся, как в пляске святого Витта. Это еще что такое? «Приветствуем вас в Республике Северного Кипра!» С какой стати, когда до «зеленой линии» еще метров сто? Ее же нельзя пересечь, не заметив этого!

Слава Богу, все оказалось не более чем электронной самодеятельностью провайдеров, действующих из турецкой оккупационной зоны. А граница — вот она, добро пожаловать, предлагаем совершить путешествие во времени, вспомнить, как жилось в расчлененном Берлине, перерубленном на части трехметровой бетонной стеной. Вот и плакат-напоминание: «Никосия — последняя разделенная столица Европы». (Кстати, сами киприоты называют свой главный город Лефкосия, а укоренившееся на наших картах название — Никосия — осталось в наследство от британского колониального владычества, завершившегося лишь в 1960 году. Равно как и Лимасол — Лемесос или Фамагуста — Аммохостос.)

Со смотровой площадки на разделительной линии, рассекшей остров Афродиты, — по преданию, античная богиня красоты явилась людям из морской пены в бухте в западной части Кипра — видны «потусторонние» кварталы столицы. Ближайшие здания и в самом деле напоминают город-призрак. Зияющие оконные проемы, пустые улицы, тротуары, по которым многие годы не ступала нога человека. Разительный контраст с полнокровной, кипящей туристами греческой частью города...

А ведь в 1974 году, после оккупации турецкими войсками северной части острова (37 процентов всей территории) республика лишилась почти трех четвертей валового национального продукта. Огромный удар был нанесен по туризму, одному из столпов кипрской экономики: 65 процентов отелей и лучшие пляжи оказались за «зеленой линией». Тем более поражает то, что было сделано с тех пор, — возведены агломерации отелей в окрестностях Ларнаки, Лимасола и Пафоса, построена масса туристических квартир, рассчитанных на людей любого достатка. И рекреационный потенциал острова Афродиты растет год от года, продолжая привлекать гостей со всей Европы. Даже в далеком от пиковых нагрузок декабре повсюду можно встретить чинных старичков из Германии и Скандинавии, пережидающих колючую северную зиму на острове вечного лета.

Кстати, мягкий кипрский климат благоприятен для сельского хозяйства. Причем не только для традиционных даров Средиземноморья — винограда, цитрусовых, масличных культур — но и для картофеля: он здесь дает три урожая в год и занимает одну из первых экспортных позиций. Не говоря уж о том, что «земляное яблоко» достойно представлено в национальной кухне, в чем легко убедиться в любой таверне.

Удалось островитянам создать и весьма благоприятный — под стать природному — финансово-экономический климат, сделавший Кипр желанным местом для многих компаний, в том числе и российских. Причем есть все основания полагать, что вступление в Европейский Союз не должно сказаться на деловой привлекательности острова Афродиты. Брюссельские чиновники, даже при всем их негативном отношении к офшорам, не могут не учитывать особенностей здешней ситуации. Тем более что маастрихтские критерии, обязательные для стран, вступающих в ЕС, Кипр выполнил полностью, без всяких поблажек.

А ведь последствия турецкой оккупации республике пришлось преодолевать с немалым трудом. Достаточно сказать, что более 170 тысяч греков-киприотов были изгнаны из своих жилищ и им пришлось переселяться в южные районы острова. До сих пор им отказывают в праве на возвращение в родные места, да и утраченную собственность кто теперь вернет? Турки- киприоты тоже — не без давления лидеров общины — были стронуты с обжитых мест и собраны по другую сторону «зеленой линии», где объявили о создании «Республики Северный Кипр», не признанной никем кроме Анкары и полностью от нее зависимой. Взять хотя бы почти 40 тысяч солдат турецкой армии, расположенных в некогда процветавших краях. О нынешней экономической ситуации в этой части острова говорит такой факт: коренные турки-киприоты тысячами эмигрируют, а на их место привозят людей с материка. Их за минувшие годы набралось почти 120 тысяч, при том, что местных турок меньше 90 тысяч...

Сами по себе шрамы острова Афродиты не изгладятся. За минувшие десятилетия предлагалось много решений, достаточно упомянуть последний план Кофи Аннана, который так и не был принят к действию. В основном из-за непреклонной позиции лидера турецкой общины Рауфа Денкташа, несогласного с возвращением изгнанных греков и отказом его «республике» в международном признании. И это при том, что десятки тысяч турок-киприотов выходили на демонстрации, требуя его отставки: они отлично понимали, что упорство Р. Денкташа уже не помешает греческой части Кипра войти в единую Европу, а для них двери туда надолго захлопнутся...

Кстати

План кипрского урегулирования предложен Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в ноябре 2002 года в качестве основы для достижения соглашения, устраивающего обе стороны. Предусматривалось, что в феврале 2003 года документ будет одобрен, а в марте — вынесен на два раздельных, но одновременно проводимых в обеих общинах референдума. Из-за позиции турецкой стороны, требовавшей «кардинальных изменений» плана, в итоге он не был согласован.

Никосия — Москва

назад >>> 

 © 2002-2003,
 ГРЕЧЕСКАЯ
 ГАЗЕТА