Перспективы ICO в России. Интервью с основателем рейтингового агентства – Владленом Соколовым
Рынок ICO стремительно развивается. В 2017 году он достиг своего исторического пика: по разным источникам, общая сумма сборов превысила 4 млрд долларов. В 2018-м произошел спад. Это объясняется разными причинами, одна из которых – перенасыщенность рынка криптовалют и избирательность инвесторов. Доля успешных ICO снизилась, однако будущее у криптоиндустрии есть, и об этом нам расскажет Владлен Соколов, основатель рейтингового агентства.
Интервьюер (И): Владлен, как вы сейчас оцениваете рынок ICO-проектов?
Владлен Соколов (ВС): Доля проектов, которые достигли hardcup, постепенно снижается. Это общемировая тенденция. Меньше компаний заходит с интересными проектами, многие из проектов оказываются «зелеными». Если идея нежизнеспособна, то никакие деньги ей не помогут.
Инвесторы стали более разборчивы в выборе ICO, многие предпочитают 7 раз отмерить… Оно и понятно: в прошлом году было много «пустышек»: люди просто сворачивали свой проект, когда он набирал hardcup. Рынок такое не прощает. Выход на ICO с целью «срубить денег» – это сразу занесение в черный список всех членов команды, дорога в ICOим будет заказана.
И: Разве способны недобросовестные команды повлиять на рынок ICO?
ВС: К сожалению, да. Но эти изменения в лучшую сторону. Во-первых, повысилось качество подготовки проектов, для которых создание ICO – это, прежде всего, идея. Команды предлагают более продуманные бизнес-модели, которые убедят инвесторов вкладываться в них. Во-вторых, проекты без будущего даже не доходят до ICO.
И: А что вы можете сказать про уровень hardcup? Он растет или снижается?
ВС: Сейчас проекты ставят планку ниже, чем год-да назад. Большие ожидания могут также отпугнуть инвесторов, а по факту на развитие идеи требуется меньше средств. Многие компании просто завышали планку. Сейчас средняя сумма hardcupстала меньше, при этом стоимость проведения ICO осталась на прежнем уровне.
И: Вы говорите, что стоимость ICO почти не изменилась. А что входит в подготовку?
ВС: На самом деле, вывод компании на ICO включает в себя комплекс работ. Вот представьте – у вас есть идея и есть соратники, которые готовы эту идею поддержать. Например, в команде 5-10 человек. Вам эту идею нужно представить потенциальным инвесторам, предварительно найти их, подготовить документацию, описать бизнес-идею, доказать ее необходимость и т.д. Параллельно надо думать о технических аспектах: как это всё будет работать, как планируете начислять токены, почему их будут покупать.
И: Ну вряд ли команда всем этим занимается самостоятельно… Не проще ли им поручить всю подготовку другим людям?
ВС: Да, многие так делают. Сейчас много агентств готовы сделать ICO. Но тут тоже много проблем может быть, всё зависит от того, хорошего вы партнера найдете или нет.
И: А как определить, хороший партнер или нет?
ВС: Ну, тут 2 способа: довериться своей интуиции или опереться на данные рейтингов. Нужно смотреть, с чем раньше работала компания, есть ли у нее опыт в проведении ICO под ключ, какие она кейсы может показать. Продвижение ICO сильно отличается от работы с проектами других сфер, тут много всего специфического. Незнание тематики и рынка приводит к провальным результатам.
Мы сейчас как раз занимается составлением рейтингов таких компаний.
И: На основе чего составляются рейтинги?
ВС: Каждое агентство оцениваем комплексно. Такой подход позволяет взглянуть на компанию со всех сторон. Что особенно важно:
- Успешный опыт проведения ICO (примеры проектов, желательно разных по специфике);
- Как давно компания работает;
- Есть ли услуга по продвижению на зарубежные рынки;
- Команда ICO, кто входит в команду, кого привлекают в качестве эксперта, какой профессиональный опыт у каждого сотрудника;
- Перечень услуг (программирование, создание контента, сайта, раскрутка тем на форумах, групп в соцсетях, поддержка комьюнити, юридическое сопровождение);
- Порядок цен (важно понимать, на чем основаны эти цены и соответствуют ли уровню оказания услуг).
И: И что все компании легко соглашаются предоставить вам информацию?
ВС: Разумеется, нет. Но мы с этим работаем. Будем повышать узнаваемость нашего бренда, делать его известным, чтобы к нашим рейтингам и точкам зрения прислушивались.
И: И всё-таки, может ли частный инвестор самостоятельно оценить риски проекта? Какую рекомендацию вы можете дать нашим читателям?
ВС: Сделать это сложно, но реально. Нужно изучать информацию о проекте, причем не только ту, что компания сама о себе размещает. Важно читать обзоры экспертов в области блокчейн-технологий, фильтровать их. В принципе, зайти в ICO могут инвесторы с минимальными суммами от 2 долларов, и если есть сомнения, то можно понапрасну не рисковать. Сейчас тенденция такова, что на ICO выходят более достойные проекты, которые подготовлены лучше, чем их коллеги год-два назад. Риски в таком деле всегда будут, но выбор есть из чего делать.